ШАЙТАН – АРБА
Первое что замечал путник, въезжающий в Ташкент по узкой окраиной улочке – это тишина. Тишина эта несвойственная большим европейским городам конца 19 века. Взгляд лениво скользил вдоль бесконечных дувалов, глиняных крыш по пустым улицам похожим одна на другую. Пустынны улицы, лишь проплывает неслышно гордый верблюд, чуть скрипнет калитка, у которой, молча, сидит с кальяном старик.
Ничто казалось, не может потревожить тишину города. Заводики в два три барака, здесь можно было пересчитать по пальцам, трамвай еще не ходил, а медлительная арба- главное транспортное средство – не могла растревожить эту тишину. Лишь в полдень бахал с крепости пушечный выстрел.
Это случилось в 1899 году, появилась «шайтан-арба», когда открылось движение поездов по Среднеазиатской железной дороге от Ташкента до Красноводска. Жители загородных домов здорово переполошились, завидев пышущий, гремящий и свистящий паровоз, медленно двигающийся по железной дороге. С нескрываемой опаской они глядели на «шайтан-арбу».
Но «шайтан-арба» оказалось не такой уж и страшной, как показалось вначале. И вот уже купцы, ремесленники, поняв преимущества этого транспорта, отправлялись с перрона выстроенного вокзала в соседние города.
А появление 2шайтан-арбы» на улицах Ташкента вызвало целую бурю восторгов. Такая диковинка - рессорная коляска мчится сама по себе. Чудо, да и только. Первый автомобиль появился в Ташкенте в 1907 году весной. Медленно, поминутно сигналя, прокатил он по Соборной улице, заставив людей повыскакивать из магазинов и дверей домов. Сделав круг у собора св. Иосифа и Георгия , что напротив дворца князя Романова, въехал в его распахнутые ворота.
В Москве в 1904 году было уже 115 самодвижущихся экипажей. А с 1907 г.уже начал курсировать первый автобус. А Ташкентцы в это время видели лишь 1 «Рено», который появлялся на пыльных улицах. И восседал в нем генерал от инфантерии Н. Гродеков - генерал губернатор Туркестанского края. А купцы и промышленники пользовались более привычными и надежными экипажами - рессорными колясками. В отличии от Московской и Петербургской знати, Ташкентская знать отнеслась к новомодной диковинке спокойно.
А вот автобусы ташкентцам сразу пришлись по душе. С 1909 года между Ташкентом и соседними городами было налажено автобусное движение.
Воскресенский базар (это площадь у театра Навои) стал первым ташкентским автовокзалом. Да и по городу можно было прокатиться на резвой, чадящей «шайтан-арбе». За полчаса автобус доставлял пассажиров от центра до – Куйлюка.
С появлением автомобилей Ташкент приобрел вид крупного столичного города. Прошло еще 15 лет, и автопарк уже насчитывал 274 автомобиля и мотоцикла. 74 грузовика, 54 легковушки и 13 автобусов принадлежащих учреждениям. А 43 легковушки и 53 мотоцикла находились в частном пользовании.
В мае 1929 года был организован 1 в крае автопробег по маршруту Ташкент - Троицкое - Чимган- Ташкент- кишлак Каратай- Ташкент, общей протяженностью 350 км. Мало кто в то время вспоминал кличку «шайтан-арба», которую с испугу бросили вслед первому виденному автомобилю. Автомобили все глубже входил в жизнь ташкентцев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий