вторник, 13 июля 2010 г.

ПЕРВЫЙ ТРАМВАЙ ТАШКЕНТА

О   ПЕРВОМ ТРАМВАЕ ТАШКЕНТА

Долго  мы бродили по обширному двору депо, где среди заржавевших потрепанных трамваем, давно списанных в утиль, стоял выкрашенный традиционной темно-красной краской вагончик - самый старый ташкентский трамвай. Такой трамвай я помню, видела на улицах в своем далеком детстве. Двухосный с  узкими дверями, с деревянными рамами окон. В маленьком салоне еще сохранились деревянные скамейки. Сидения из деревянных реек, а ножки - резные, как у старинных стульев.
Долгу. Жизнь прожил этот трамвай. Если бы смог рассказать получилась бы целая летопись истории города Ташкента. Трамвай издавна был важнейшим видом транспорта, сыгравшим огромную роль в развитии всего городского хозяйства Ташкента. Как только родился трамвай на свет, даже самый маленький город начинал внедрять у себя этот экономически удобный и быстрый вид общественного транспорта.
Городу нужен трамвай- такое решение приняли и ташкентские власти в сентябре 1908 года. Заключили договор с бельгийским анонимным обществом, которое называлось «Ташкентский трамвай». Ташкентцы уже были знакомы с этим видом транспорта, это конка - появилась в городе еще в 1901 году. Линия тянулась от железнодорожного вокзала до базара в старом городе и от улицы Романовского до Сергиевской церкви, которая стояла на Пушкинской улице. Конка имела 230 лошадей и 30 вагончиков. Владельцем конки было то же бельгийское анонимное общество.
Электрический трамвай впервые прошел в Ташкенте в 1913 году по Пушкинской улице.
В 1917 году в городе уже было 26 километров узколейки, по которым на 4 маршрутах ходило 50 моторных и 20 прицепных вагонов. В июле 1928 года трамвай перевез уже 2,5 миллиона пассажиров. Осенью 1936 года была сдана в эксплуатацию первая широкая колея. К 1940 году протяженность трамвайных путей составляла уже 100 км. Даже появившиеся конкуренты в 1947 году – троллейбус, а к 1950 – многоместные  ЗИЛ-154 – не могли отнять у него первенства.
Где теперь тот старенький ветеран, который был во 2-ом трамвайном депо на Хадре? И самого - то депо уже нет. Но старожилы-трамвайщики рассказали, что ветеран еще долгое время работал маневровым вагоном. А однажды ему пришлось поработать при съемках фильма «20 дней без войны» . Съемки проходили в Ташкенте. Трамвай подкрасили, и специально для него на Кукче было построено еще одно кольцо, где велись съемки. Тогда-то он снова и попал во времена своей молодости.

6 комментариев:

  1. Интересная история трамвая в Ташкенте, сейчас на трамвайных маршрутах движутся трамваи нового поколения.

    ОтветитьУдалить
  2. Еще на нашей памяти много трамвайных лент-дорог. Но, увы, вместе с обновлением облика города, уходят в небытие огромное количество трамвайных маршрутов и блестящих рельсовых дорог. Может и правильно? Жалко только памятные воспоминания.

    ОтветитьУдалить
  3. Троллейбусы в 1947 году появились в Ташкенте, а в 2010-м их убрали, как нерентабельные и чтобы расширить улицы. Интересно, как долго продержатся современные трамваи? Или их тоже заменят автотранспортом, а наши старенькие добрые трамваи останутся лишь экспонатами музеев?

    ОтветитьУдалить
  4. Неужели, постепенно уберут трамваи,а как они нас выручают. Я очень люблю ездить на нём - смотришь в окно и задумываешься, обо всём.

    ОтветитьУдалить
  5. а тот старый трамвай стоял до 2001 года во в тором трамвайном в боксе

    ОтветитьУдалить
  6. Если кто-нибудь имеет схему движения трамвая 1970-х-1990-х годов, дайте ссылку. Скиньте на mgslava@yandex@ru. Буду признателен. Станислав

    ОтветитьУдалить